Заказать звонок

Открытие ИП: с чего начать и к чему готовиться?

Содержание:


Многие начинающие предприниматели хотят открыть ИП, но боятся это сделать. Мы решили рассказать, как открыть ИП в России и что может измениться в вашей жизни после такого решения.

Открытие ИП


Это очень простая процедура. Вам потребуется: заполнить заявление на регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, сделать копию паспорта и приложить к пакету документов квитанцию об уплате пошлины.


Документы необходимо сдать в налоговую инспекцию, к которой вы относитесь по месту регистрации (прописки). Через 5 рабочих дней вам выдадут свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя и лист записи ЕГРИП (Единый государственный реестр ИП).


Если вы планируете использовать упрощенную систему налогообложения (УСНО), при регистрации сразу подайте заявление о переходе на УСНО. В этом случае, кроме свидетельства и листа записи в ЕГРИП, вы получите уведомление о возможности применения УСНО. Это очень важный документ – храните его!


Заявление на регистрацию ИП и другие документы можно скачать с сайта налоговой инспекции: nalog.ru.


Если хотите сэкономить время, можно бесплатно подготовить документы для регистрации ИП на сайте Контур. Эльба и получить подарок: год бесплатной отправки отчетности через интернет.


Внимание! Если вы планируете нанимать сотрудников по трудовым договорам, вам может потребоваться регистрация во внебюджетных фондах. Обязательно уточните это при подаче документов на регистрацию ИП.

Выбор кодов ОКВЭД


ОКВЭД – это коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. В них шифруются виды деятельности, которыми вы будете заниматься. При регистрации вас попросят указать коды ОКВЭД – выберите все, которые вам подходят.


Например, для переводчиков подходит ОКВЭД 74.83 – «Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу». Программистам приходится выбирать несколько кодов ОКВЭД, например, 72.20 «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области» и 72.40 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов».


Коды ОКВЭД – это не просто формальность. Поэтому выбирайте их тщательно, и если расширяете деятельность, то обновляйте коды ОКВЭД.


Список кодов можно посмотреть на сайте regforum.ru/okved

Печать – делать или нет


По закону, ИП не обязан иметь печать, поэтому ее можно не делать. Есть мнение, что ИП с печатью выглядит более солидно. На практике клиентам наличие печати неважно. Если сделаете, то вам придется везде носить печать с собой и ставить ее на все документы. В общем, сделаете себе лишние проблемы.

Выбираем вид УСНО


В России существует два вида упрощенной системы налогообложения – с уплатой 6% с оборота или 15% с разницы между доходами и расходами. Для фрилансеров оптимально выбирать первый вариант – с уплатой 6% с оборота. Это самый простой и удобный режим, который вызывает меньше всего вопросов у налоговых инспекторов.


Если вы выберете вариант с уплатой 15% с разницы между доходами и расходами, вам потребуется подтверждать все расходы документами. Кроме того, будут выше шансы, что ваши расходы будут проверять.

ИП и налоги


В целом ИП на упрощенке платит немного налогов. По сравнению с другими режимами налогообложения – копейки. Правда, только в случае, если у вас нет работников. Если работники есть – придется платить довольно высокие налоги с зарплат.


Если же работников нет, вам потребуется выплачивать 6% с оборота плюс взносы в Пенсионный фонд РФ. Взносы каждый год меняются. На момент написания статьи они составляли около 20 тыс. руб. в год с оборота до 300 тыс. руб. и 1% с оборота выше 300 тыс. руб. Например, если вы за год получили 500 тыс. руб., то в ПФ РФ заплатите около 20 тыс. руб. + 1% от 200 тыс. руб. Есть еще один взнос – за экологию. Он составляет около 100 руб. в квартал.


Обратите внимание: взносы в ПФ РФ можно вычесть из 6%-го налога. Тут правила тоже меняются, но на момент написания статьи ИП без сотрудников могли уменьшать взносы по упрощенке на сумму взносов в ПФ РФ вплоть до нуля (если сумма взносов в ПФ РФ превышает сумму налога по упрощенке).

Нужен ли ИП бухгалтер


Индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения освобожден от ведения полноценного бухгалтерского учета. Раньше требовали вести Книгу доходов и расходов – сейчас даже ее вести не нужно. Поэтому можно обойтись без бухгалтера, а налоговые декларации и отчеты сдавать через онлайн-сервисы, например, Мое Дело или Контур. Эльба.


Проверяют ли деятельность ИП?


Обычно деятельность ИП на упрощенке вопросов не вызывает. Бухгалтерский учет вы не ведете и максимум, с чем можете начудить – это указать в декларации не все доходы. Но сумму доходов налоговая может проверить, запросив выписки у банка (вы даже не узнаете, что такой запрос был).


Редко просят предоставить копии платежных поручений или квитанций об уплате взносов в Пенсионный фонд. Поэтому все платежки и квитанции необходимо хранить минимум 3 года.


Бывает, что приходят письма о недоимке – проще говоря, вы неправильно округлили взносы и оплатили их на копейку или две меньше. В этом случае вам пришлют письмо на указанный при регистрации адрес и попросят взносы доплатить.

С какими проблемами придется столкнуться


Основная проблема – оформление документов с клиентами. Она возникает, если вы работаете в одном городе, а клиент – в другом. Не всегда клиенты получают письма с документами, которые вы отправляете, и не всегда возвращают подписанные с их стороны копии.


Для решения проблемы можно работать по договору-оферте. В этом случае вы сможете вообще не обмениваться с клиентами документами либо свести обмен к минимуму. Еще несколько полезных советов по заключению договоров и обмену документами приведено в видео ниже.


Нужно отметить, что с крупными клиентами проблем с обменом документов нет. Как правило, у них четко работает бухгалтерия, которая оперативно отправляет все нужные документы.

Про расчетные счета


Для получения денег от клиентов потребуется открыть расчетный счет в банке. Обратите внимание, что расчетный счет должен оформляться на ИП. Обычный счет физического лица для ведения предпринимательской деятельности не подойдет.


В разных банках условия и тарифы за ведение счета, снятие наличных и проведение платежей отличаются. Поэтому смотрите и сравнивайте условия. В ряде случаев за снятие наличных могут брать до 1% комиссии. Однако от этой комиссии можно уйти, если оформить корпоративную банковскую карту и тратить деньги на личные нужды с этой карты. Внимательно изучайте все условия банков, чтобы сэкономить на банковском обслуживании.


Назад к списку